Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Опыт работы на тему:«Мнемотехника как средство, стимулирующее процесс запоминания у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга» г. Углегорска Углегорского городского округа Сахалинской области.

Опыт работы на тему:

«Мнемотехника как средство, стимулирующее процесс запоминания у детей дошкольного возраста»

                                                                                                                      Воспитатель: Салтыкова О.В.      

Углегорск

2020 

                                            «  Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

                                                Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

                  Их он усвоит на лету»                                                   

 К. Д. Ушинский.

Актуальность:

    Речь - это, прежде всего, инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда, его контакты со старшими резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры.

   В соответствии с ФГОС ДО, одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Поэтому, исходя из этих предпосылок,  я считаю, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать  приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас,  научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Учитывая  практическую значимость и актуальность темы опыта,  поставила цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему.

Целью моей работы является:  посредством мнемотехники развить у детей навык запоминания информации и активизировать речь.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- развить у детей речь, память, образное мышление, воображение, внимание, логику;

- обогащать активный и пассивный словарь;

- разработать алгоритм использования приёмов мнемотехники от простого к сложному: во время поэтапного заучивания произведений русского народного фольклора ( потешек, песенок, считалочек, скороговорок), заучивания стихотворений, рассказывания сказок, составления рассказов по картинам и т. д.

Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ методической литературы по мнемотехнике, мониторинг развития речи детей на начало учебного года, изучение мнемотаблиц, подборка красочной литературы для детей младшего и старшего возраста связанной с русским народным фольклором, изготовление мнемотаблиц для образовательной деятельности, консультации для родителей.

Ожидаемый результат:

1. Дети станут лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец)

2.Научатся с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам .

3.Научатся самостоятельно составлять мнемотаблицы и составлять по ним описательные и повествовательные рассказы.

4.Повысится познавательная активность детей.

5.Улучшится процесс запоминания, воображения, логического мышления.

        Сущность моего педагогического опыта заключается в организации системы использования методов и приёмов по развитию связной  речи и памяти детей  посредством использования «мнемотехники».

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

Развитие связной и диалогической речи.

Развитие  у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам  и коллажам.

Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами ( О – осень, З – заяц, В – волк, весна, Л – лиса и т.д.)

Развитие  у детей умственной  активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

Развитие  у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Теоретическая база:

Мнемотехника известна с давних времен. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором в 6 веке до н.э. Первый сохранившийся труд по этой теме приписывают Цицерону. Владели этим искусством в совершенстве Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.С.Ушаковой и др.

 На процесс становления связной речи влияет ряд факторов.

Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Существует много подходов к использованию мнемотехники в детском саду. Так Т.В. Большова предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов и заучивания стихов. Л.Е. Белоусова считает, что для лучшего запоминания дети сами должны зарисовывать символы в предложенную схему.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов блоками-квадратами, Т.В.Большева  - коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

Ученые - педагоги, занимающиеся проблемой развития связной речи на разных возрастных этапах,  обращают внимание на тот факт, что развитие связной речи должно стать обязательным на всех ступенях системы образования. Большое значение при этом отводится дошкольному образованию, закладывающему фундамент развития личности,  умеющей четко и правильно формулировать и  излагать свои мысли. 

        Новизна опыта:

 Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.

Новизна опыта заключается в том, что « мнемотехника» рассмотрена как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи и памяти.  Так как данная тема выбрана мною, как самообразование, я разработала перспективное планирование для детей средней группы, и соответственно, дидактический материал, позволяющий  повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, а в свободной деятельности можно использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.

       Технология опыта:

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в работе  по обучению детей связной речи я стала применять  новую образовательную технологию - мнемотехника.

 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинала  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

обогащения словарного запаса

при обучении составлению рассказов

при пересказах художественной литературы

при отгадывании и загадывании загадок

при заучивании стихов

Опираясь на опыт педагогов (схемы-модели Ткаченко Т.А)  разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.

 Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно. Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические игры: « Скажи по-другому", «Кто? Что?» «Потерялись слова», «Кто больше увидит?», "Расскажи по картинке", "Волшебная цепочка" "Кто это?" и др.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

На примере недавно проведённого открытого мероприятия, на базе МБДОУ № 3 можно было видеть результаты моей работы с детьми по данной теме в положительную сторону. Начиная работу с детьми младшего возраста и до среднего, за год заметны речевые и творческие успехи. Дети активнее стали проявлять себя в желании самим рассказать народные сказки, потешки, пальчиковые игры, считалочки, песенки… Особенно заинтересовала их помощь в составлении таблиц к обучающей деятельности (закрашивание, дорисовка, придумывание своего элемента в схему – таблицу)

    Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым. Если на начальном этапе работы даём готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

       Параллельно с этой работой использую речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

       Адресная направленность:

Опыт предназначен для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов и  родителей дошкольников.

Результативность деятельности:

Результаты проведенной работы   следующие:

- разработана и включена в образовательный процесс система  приёмов мнемотехники для развития связной речи и процессов запоминания  дошкольника;

- разработано дидактическое обеспечение;

- разработана система диагностики эффективности деятельности.

       У воспитанников наметилась  положительная  динамика развития связной речи.

 Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Стали легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять её в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно готовый  текст без помощи воспитателя, научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повысилась познавательная активность детей.

       Всё вышесказанное подтверждается результатами проведенной диагностики. В основе которой положена методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников авторов Коломейченко Л.В.; Любимовой Л.В.